Рабочее место бригадира пути ПМС подвергается вредным воздействиям воздушной среды, естественного освещения, шума и вибрации, загрязненности воздуха в рабочей зоне пылью и газами, электроизлучениям, тяжести труда и высокой напряженности, имеет высокую пожароопасность.
Воздушная среда характеризуется показателями: температурой воздуха, относительной влажностью, скоростью движения воздуха, интенсивностью теплового излучения. Она полностью зависит от метеорологических условий наружной среды или погодных условий и климата. Основным документом, определяющим оптимальные метеорологические условия на производстве, являются Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (СН 245-71). Они предусматривают нормы уровней шума и вибрации, освещения, температуры, влажность и скорость движения воздуха, концентрации пыли в воздухе. Однако метеорологические условия на рабочем месте бригадира пути ПМС полностью зависят от природы, неблагоприятные метеорологические условия могут значительно осложнить работу бригадира пути ПМС и даже приостановить ее. Состояние атмосферы и атмосферных процессов (температура, давление, влажность воздуха, ветер, облачность, осадки, туманы, гроза, ураган, продолжительность солнечного сияния и др.) неблагоприятно влияют на здоровье человека. Параметры климата оказывают существенное влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека.
Наилучшие условия – когда выделение теплоты человеком равняется её отводу от человека, т.е. при наличии теплового баланса. Это комфортные условия, а параметры такого микроклимата – оптимальные. Понижение температуры окружающего воздуха приводит к разности температур между телом человека и окружающего воздуха и увеличивает теплоотдачу, наступает недостаток тепла. При повышении температуры идет обратный процесс и человек испытывает перегрев организма. Влажность влияет на теплообмен организма. Высокая влажность в сочетании с высокой температурой действует изнуряющее, низкая влажность ведет к большой потери влаги из организма.
В результате чего можно получить переохлаждение (гипотермию), перегрев (гипертермию), солнечный ожог, обморожение, заболевание сердечно-сосудистой системы и др. отклонения в здоровье. Метеорологические параметры в природе меняются очень часто и определяют самочувствие человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата на рабочем месте устанавливается системой стандартов безопасности труда: ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» и СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. М.: Минздрав России, 1997». Предусмотренные нормы оптимальных температуры для помещений (в холодный период – +16-24°С, в теплый – +18-25°С) и относительной влажности (в холодный период – 40-60, в теплый – 40-60%) создать на рабочем месте бригадира пути ПМС нет возможности. Практически работы ведутся в летний период и при температуре +38-40°С, в холодный период — при минусовой температуре.
Воздушная среда рабочего места бригадира пути полностью зависит от состояния воздуха на улице, содержания в нем пыли и газов. Пыль – это аэрозоль с твердыми частицами дисперсной фазы определенного размера. В основном на рабочем месте бригадира пути пыль бывает производственная минеральная и смешанная, состоящая из частиц земли, песка, асбеста, щебня, также перевозимых в открытом виде в вагонах угля и других пылящих грузов. По происхождению пыль чаще всего бывает неорганическая. Газы и вредные пары на рабочем месте образуются при работе двигателей различных машин и техники, а также использования для пропитки шпал креозота. В основном в газах присутствуют в числе органических веществ углеводороды ароматического ряда. Пыль, загазованность и вредные пары – это особенность рабочего места бригадира пути ПМС, работа которого относится к сезонной работе и не нормируется строго восьмичасовым рабочим днем и еженедельным выходным днем. Концентрация же пыли и загазованности также зависит от погодных условий, кроме этого прием пищи чаще всего производится непосредственно на рабочих местах, поэтому пыль и газы поступают в организм не только при дыхании, но и вместе с пищей. Пыль отрицательно влияет на здоровье: она, попадая на слизистые оболочки глаза, раздражает их, вызывает конъюнктивит. Оседая на коже, забивает кожные поры, препятствует терморегуляции организма, может привести к дерматитам, экземам. Пыль может оказывать вредное влияние и на верхние дыхательные пути и вызывает их заболевания. Возможны специфические – пневмокониозы, аллергические заболевания и неспецифические – хронические заболевания органов дыхания, заболевания глаз, кожи, пылевые поражения.
Окружающая среда – это непосредственно природа: воздух, почва, вода, деревья и кустарники, различного вида представители фауны: москиты и кровососы, которые отрицательно влияют на состояние здоровья работающих. Специальные защитные лесопосадки вдоль железнодорожных путей частично создают определенный микроклимат: сдерживают потоки движения ветра, снижают запыленность и загазованность, защищают от солнечных лучей. Одной из особенностей рабочего места бригадира пути ПМС, является высокая степень зависимости от природных факторов – это состояния атмосферы и атмосферных процессов: температуры воздуха, давления, влажности воздуха, ветра, облачности и осадков, тумана и грозы, продолжительности солнечного сияния, температуры и состояния почвы и др. Все эти явления влияют на качество и производительность труда, а также состояние здоровья работника.
Подготовительные работы по капитальному ремонту ведутся в основном в интервалы между поездами, основные работы выполняются в «окна» продолжительностью 4-6 часов. Выполняются только в дневное время при естественном освещении. Искусственное, наружное освещение на железнодорожных путях устанавливается в соответствии с действующими ГОСТами и СНиП 11-4-79 для освещения больших открытых пространств. Практически капитальный ремонт путей при искусственном освещении не производится, т.к. в весеннее-летне-осенний период естественное освещение в течение дня длительное. Можно сказать, освещение создается светом полностью открытого небосвода. Это благоприятно действует на органы зрения, очень ценно и в целом для организма человека, успокаивает нервную систему, улучшает общее самочувствие, тем самым снижается риск производственного травматизма. Западная Сибирь находится в III поясе светового климата. Однако следует отметить, что световой поток солнечного света, его длительность и направление могут отрицательно влиять на зрение.
На рабочее место бригадира пути ПМС влияют и физические вредные производственные факторы – это шум, вибрация, электромагнитные поля.
Шумом называются любые нежелательные для человека звуки, мешающие труду и отдыху, создающие акустический дискомфорт. Шум – это апериодические звуки различной интенсивности и частоты. Повышенный уровень шума на рабочем месте является одним из вредных или опасных производственных факторов, влияющих на состояние здоровья человека – это снижение слуха, потеря слуха, возникновения профессиональных заболеваний: нервных, сердечно-сосудистых, язвенной болезни и др. Шум снижает внимание, замедляет реакцию, что часто приводит к увеличению ошибок, возникновению несчастных случаев на производстве, снижение производительности труда и качества работы. Шум снижает общую сопротивляемость организма, способствует развитию инфекционных заболеваний.
Шум влияет на весь организм человека. Он угнетает центральную нервную систему, вызывает изменения скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонической болезни, может привести к профессиональному заболеванию.
Шум на рабочем месте бригадира пути ПМС создается при прохождении поездных составов, работы различных технических установок, машин, инструмента. По характеру спектра шум относится к тональному, по времени – непостоянный. На железных дорогах внешний шум от подвижного состава движущих поездов определяют на расстоянии 7,5 км от оси колеи, ближней расчетной точке. По среде распространения шум на рабочем месте бригадира пути ПМС воздушный. Согласно лабораторным замерам шум составляет более 90 дБа, т.е. выше допустимых норм по ГОСТ 12.1.003-83 (85 дБа).
Вибрация – это вид механических колебаний в технике, или малые механические колебания, возникающие в упругих телах. По характеру воздействия различают общую вибрацию (тряску), передающуюся через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека, и локальную (местную) вибрацию, передающуюся через руки человека.
Интенсивная вибрация при продолжительном воздействии приводит к серьезным изменениям деятельности всех систем организма и при определенных условиях может вызвать заболевание – виброболезнь. Наиболее чувствителен организм человека к вибрации частотой от 200 до 250 Гц. Пороги чувствительности для различных участков тела — не одинаковы. Наиболее чувствительны кисти рук.
Вибрация вызывает различные нежелательные изменения в организме, выводит из строя вестибулярный аппарат, становится причиной морской болезни, влияет на костно-суставные и нервные изменения, вызывает спазмы сосудов и другие нарушения, объединённые под названием вибрационная болезнь. Местная (локальная) вибрация вызывает спазмы сосудов фаланг пальцев, затем распространяется на всю кисть, предплечье и сосуды сердца.
При воздействии вибрации в организме человека происходят функциональные изменения (повышенная утомляемость, увеличение времени двигательных и зрительных реакций, нарушение вестибулярных реакций и координации движений) и физиологические изменения (развитие нервных заболеваний, нарушение функций сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, поражение мышечных тканей и суставов, нарушение функций органов внутренней секреции).
При капитальном ремонте пути используются специальные путевые машины, техника, рабочий ручной инструмент. Все это создает при работе определенный шум, вибрацию, загазованность, запыленность окружающей среды.
На рабочем месте бригадира пути ПМС вибрация в основном локальная, возникающая при работе с ручным электроинструментом: электрошпалоподбойкой (ЭШП), пневмомолотком, гайковертом, шуруповертом и др., а также вибрация общая от рельсового транспорта.
На железнодорожном транспорте присутствуют электромагнитные поля воздушных линий электропередач высокого и сверхвысокого напряжений. А путь – это рабочее место бригадира пути ПМС, значит оно тоже подвергается воздействию электромагнитных полей. Электромагнитное излучение оказывает вредное воздействие на организм.
Наиболее опасными являются сверхвысокие частоты. Под влиянием электромагнитных излучений в крови, являющейся электролитом, возникают ионные токи, вызывающие нагрев тканей. При определенной интенсивности излучения, называемым тепловым порогом, организм может не справиться с образующимся теплом. Так, облучение глаз через несколько дней вызывает помутнение хрусталика (катаракту). Неблагоприятно влияет на нервную, сердечно-сосудистую систему и обмен веществ. Эти явления носят обратимый характер, и после прекращения облучения исчезают.
Непрерывный характер работы железнодорожного транспорта является одной из его особенностей. Технологические процессы на путях в силу их непрерывности требуют особой организации труда, четкой и слаженой работы всех звеньев по эксплуатации и ремонту. Круглосуточная работа железных дорог создает строго определенный порядок ремонтов путей. Капитальный ремонт чаще всего проводится строго по плану, за исключением случаев ЧП, связанных с выводом из строя участка пути. Поэтому работы по капитальному ремонту проводятся без остановки перевозок, а значит и эксплуатации самого пути. Таким образом, специфические особенности железнодорожного транспорта накладывают большой отпечаток на условия труда работников этой отрасли, а особенно на работников, занятых ремонтом путей. Сюда можно отнести режим работ – сезонность, тяжесть труда, напряженность труда – факторы трудового процесса.
Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формы рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве. Согласно действующим нормативным документам и Руководства Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» основными показателями тяжести трудового процесса являются:
- физическая динамическая нагрузка;
- масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
- стереотипные рабочие движения;
- статическая нагрузка;
- рабочая поза;
- наклоны корпуса;
- перемещения в пространстве.
Работу бригадира пути ПМС по тяжести труда можно отнести к 4 классу (вредный – тяжелый труд).
Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Напряженность труда характеризуют следующие факторы: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы. По показателям напряженности трудового процесса труд бригадира пути ПМС можно отнести к классу 3,3 (вредный, напряженный труд).
Проявление многих опасных и вредных факторов в производственной среде при высокой интенсивности и напряженности работы приводит к переутомлению или хроническому утомлению организма, сопровождающемуся вялостью, головными болями, отсутствием аппетита, повышенной раздражительностью, снижением внимания, памяти и др. Это практически полностью снимается после недлительного отдыха днем или в течение ночного времени. Такие явления недопустимы при капитальном ремонте пути, т.к. снижение работоспособности влечет за собой снижение внимания, а это может привести к несчастному случаю, травматизму и более серьезным последствиям.
Рабочее место бригадира пути ПМС опасно в противопожарном отношении. По железнодорожным путям производятся перевозки самых различных грузов: пожароопасных и менее пожароопасных, взрывоопасных. При этом пожар может возникнуть очень быстро в случае несоблюдения мер и правил перевозки. Кроме этого причинами пожара при проведении капитального ремонта путей может стать неосторожное обращение с огнем, искры локомотивов и машин, техническая неисправность электроинструмента, нарушения правил эксплуатации электроустановок, замыкание в линиях электропередач, попадание грозовых разрядов в электрические линии и др.
Наличие вредных воздействующих факторов на рабочем месте бригадира пути ПМС относят его труд к тяжелому, вредному труду, и это обязывает его строго соблюдать правила техники безопасности и охраны труда, т.к. управление ПМС выполняет все свои управленческие обязанности в области охраны труда и обеспечения безопасности труда в соответствии с действующими законами и нормами по охране труда.