Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами власти.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществления отдельных функций нормативного правового регулирования, специально разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда , а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.
Управление безопасностью труда осуществляется управляющими органами нескольких уровней: федеральным, отраслевым, региональным, предприятий. В соответствии с ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» управление охраной труда осуществляется органами исполнительной и законодательной власти, а также Министерством труда и социального развития РФ. Его подразделения созданы в органах исполнительной власти субъектов федерации и в территориальных подразделениях Минтруда.
Местная администрация в соответствии с ФЗ «О местном самоуправлении в РФ» обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.
Служба охраны труда на предприятии занимается управлением охраны труда и организует работу по улучшению условий и охране труда. Могут быть созданы и работать комитеты по охране труда.
Важнейшей функцией системы управления охраны труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль ведут государство и ведомства. Государственный включает: Федеральную инспекцию труда (Рострудинспекция), Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Государственный санитарный и эпидемиологический надзор Министерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор), Государственный энергетический надзор России (Госэнергонадзор), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Атомнадзор), Пожарный надзор России (Роспожнадзор),Государственная экспертиза РФ.
Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях — отделы, специалисты по охране труда.
Общественный контроль по охране труда осуществляют профсоюзные комиссии, доверенные или уполномоченные лица трудового коллектива.
Правовое поле управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для этого создана специальная система управления охраной труда (СУОТ).
Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в РФ, являются: Конституция РФ, ФЗ «Об охране труда в РФ», Т рудовой кодекс РФ. Кроме них действуют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления, письма, положения, инструкции и другие документы министерств и ведомств.
Нормативные правовые акты согласно постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ» подразделяются на виды:
- государственные стандарты – ГОСТССБТ
- отраслевые стандарты – ОСТ ССБТ
- санитарные правила – СП
- гигиенические нормативы – ГН
- санитарные правила и нормы – СанПиН
- строительные нормы и правила – СниП
- правила безопасности — ПБ
- правила устройства и безопасной эксплуатации – ПУБЭ
- инструкции по безопасности – ИБ
- правила по охране труда межотраслевые – ПОТМ
- межотраслевые организационно-методические документы – МУ
- правила по охране труда отраслевые – ПОТО
- типовые отраслевые инструкции — ТОИ,
которые в свою очередь подразделяются на 5 уровней: единые, межотраслевые, субъектов Федерации, отраслевые, акты предприятий.
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.
Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда.