Государственное регулирование в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в техносфере

Цель данного доклада: рассмотреть основные методы государственного регулирования в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в техносфере на примере стран Запада, и сделать вывод о необходимости применения данных методов в России

Актуальность темы обусловлена тем, что: Современное развитие общества все в большей мере сталкивается с проблемой предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечением безопасности и защиты человека и окружающей природной среды от воздействия техногенных и природных факторов, поэтому проблема обеспечения безопасности населения, территорий, объектов экономики и окружающей среды – это одна из наиболее актуальных научно-технических и прикладных проблем современности.

Западные специалисты считают, что опасность технологических катастроф в современном мире возрастает как за счет повышения их вероятности, так и за счет увеличения масштабов возможного ущерба, несмотря на проводимые превентивные мероприятия.

Согласно данным Центра ООН по транснациональным корпорациям и ЮНЕП с 1910 по 2008 год в мире произошло 1 125 индустриальных катастроф. В их результате пострадало около 4.5 млн. человек, примерно 49 тыс. — погибли. Общий ущерб от этих катастроф оценивается в $225 млрд. долларов (по курсу доллара США на 2008 год).

Чрезвычайные ситуации

По данным Международного Центра Исследований Эпидемии Катастроф, уровень смертности, в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2008 год в индустриально развитых странах, составляет 0.8 погибших на 1 млн. жителей, для наименее развитых стран он в четыре раза выше — 3.2 смертельных случая на 1 млн. человек.

В последние десятилетия увеличиваются опасности, связанные с промышленной деятельностью, особенно крупными авариями и их негативными последствиями, например:

Самый большой со времён второй мировой войны промышленный пожар  на нефтехранилище Bansfield в Англии 11 дек 2005 г. В общей сложности огнем были охвачены 20 резервуаров с топливом. Пострадало  43 человека;

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17.авг. 2009 г. Это Индустриальная техногенная катастрофа. В результате аварии погибло 75 человек. Непосредственной причиной аварии было названо разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата, что привело к её срыву и затоплению машинного зала станции;

Авария на ЛПДС Канда 22 авг. 2009 г. в Ханты-Мансийском АО. Причиной аварии стало возгорание резервуара с нефтью объемом 20 тысяч кубометров, затем огонь перекинулся на две соседние емкости. Всего их на объекте восемь, из них две — пустые. Погибло двое сотрудников МЧС, один считается пропавшим без вести, еще пятеро  госпитализированы.

Эти и многие другие аварии привели к пониманию необходимости введения государственного контроля за деятельностью предприятий, разработки и создания специализированных государственных учреждений, уполномоченных решать многочисленные проблемы, связанные с промышленной деятельностью и обеспечением безопасности, минимизацией ущерба  и негативного воздействия на окружающую природную среду.

Важным элементом безопасного функционирования производств является развитая нормативно-правовая база. Нормативно-правовые системы отдельных государств иногда значительно различаются, что объясняется спецификой государственно-политического устройства, традициями, ходом исторического развития. Существование лицензионной системы – одно из основных различий в деятельности по обеспечению промышленной безопасности между странами с рыночной экономикой и странами с административно-управленческими социально-экономическими системами.

В странах с рыночной экономикой одним из эффективных экономических рычагов, воздействующих на решение проблемы производственной безопасности и снижения риска возникновения аварий и катастроф техногенного характера, является страхование. Его основная функция – разложить материальный ущерб от аварий на многих участников сделки и таким образом облегчить бремя потерь для конкретного производства.

Еще одна заметная и, по всей видимости, главная тенденция проявляется в деятельности органов государственного регулирования за рубежом, заключающаяся в том, что основной акцент делается на предупреждение аварий. А ликвидация их последствий становится в определенном смысле вторичной функцией. Такой подход объясняется чисто экономическими соображениями: предупреждение любой аварии обходится дешевле, чем ликвидация ее последствий.

Подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что количество крупных аварий во всем мире за последние 40 лет возросло главным образом за счет:

концентрации энергетического потенциала, носителем которого являются:

  • новые материалы, агрегаты и системы;
  • возрастания роли новых технологий;
  • повышения темпов производства;
  • совершенствования инфраструктуры;
  • возрастания роли человеческого фактора.

В Российской Федерации весь комплекс мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера направлен на организацию защиты населения и территорий от возможных аварий и катастроф, в то время как в странах Запада основной акцент делается на лицензирование и страхование промышленной деятельности и проблема обеспечения безопасности составляет часть общегосударственной политики, важнейшим результатом которой является создание общегосударственных структур с четкими научными, экономическими, административными и другими задачами и функциями.

В настоящее время в Российской Федерации разрабатываются основы законодательства в области безопасности промышленной деятельности и обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, при этом учитывается опыт обеспечения безопасности в промышленно развитых странах.

Одной из приоритетных задач обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий является: Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Развитие данной системы должно обеспечить к 2020 году смену приоритетов в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территории от опасностей и угроз различного характера с «культуры реагирования» на «культуру предупреждения» (С ликвидации на предупреждение).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector