Предупреждение аварий и катастроф в техносфере

В основе всех систем обеспечения безопасности от аварий, катастроф, а также перспектив развития этих систем, лежат принятые в промышленно развитых странах научно обоснованные концептуальные подходы про­мышленного риска, которые оказывают влияние на развитие политичес­ких, государственных, юридических, научно-технических и других органов этих государств. В тоже время проведенный анализ показывает отсутствие в Российской Федерации количественных показателей промышленного риска, а принятые законодательные, нормативно-технические и нормативно-ме­тодические документы носят практически декларативный характер.

В Российской Федерации весь комплекс мероприятий по предупрежде­нию ЧС техногенного характера направлен прежде всего на организацию защиты населения и территорий от возможных аварий и катастроф, в то время как в странах Запада основной акцент делается на лицензирование и страхование промышленной деятельности и проблема обеспечения безо­пасности составляет часть общегосударственной политики, важнейшим результатом которой является создание общегосударственных структур с четким научными, экономическими, административными и другими задачами и функциями.

Система обеспечения безопасности и предотвращения потерь базиру­ется на комплексном и многоуровневом подходах. Комплексный подход ох­ватывает практически все направления деятельности общества: организаци­онные, научно-технические,юридические,экономические,социальные. Многоуровневый подход предполагает построение системы  безопасности  рабочих мест, предприятий, регионов и страны в целом. Очевидно, что величины при­емлемого риска, законодательно закрепленные, например в Нидерландах на уровне 10-6 /в год, недостижимы в ближайшем будущем для условий Рос­сии, поскольку снижение риска до такого уровня потребует столь крупных вложений, что это неизбежно приведет к сворачиванию социальных прог­рамм. В результате общий уровень риска может даже повысится. В силу этого, в России с ее слабо развитой социальной инфраструктурой, низким уровнем технологической дисциплины и устаревшим и изношенным оборудо­ванием большинства ПОО величина приемлемого риска, по нашему мнению, не может превышать 10-4 1/год.

Кроме того, анализ законодательных и нормативных актов в области предупреждения ЧС техногенного характера, действующих в промышленно развитых странах, позволяет сделать следующие выводы:

  1. Существующие в развитых промышленных странах системы законов, юридических правил, стандартов, постановлений, инструкций, процедур, лице­нзий, прямо или косвенно влияющих на безопасность человека в  процессе его  жизнедеятельности  имеют  богатые традиции и основаны на развитых демократических институтах.
  2. Законодательные акты по обеспечению безопасности на ПОО, дейс­твовавшие в 60-х,70-х годах в странах Западной Европы объективно не могли изменить тенденцию роста аварийности вследствие:
  • неадекватности законов уровню бурно развивающейся промышленности;
  • недооценки необходимости лицензирования всех фаз промышленной активности;
  • отсутствие единых представлений о критериях безопасности промыш­ленных объектов.
  1. Принятие странами Европейского Сообщества основных положений «Директивы по Севезо» — фундамента современных законодательных актов в области обеспечения промышленной безопасности позволило снизить уро­вень аварийности в развитых странах в 4-8 раз.
  2. Во всех промышленно развитых странах существует порядок лицен­зирования проектирования, строительства, эксплуатации и реконструкции промышленных объектов. Это позволяет местным властям и соответствующим государственным органам влиять на обеспечение безопасности в промыш­ленности.

Механизмы государственного регулирования безопасности в промыш­ленности реализуется посредством законодательной и исполнительной дея­тельности. При этом:

  • декларируется и реализуется на практике ответственность произво­дителя за нанесенный ущерб, государство отношения к возмещению ущерба, как правило, не имеет;
  • обеспечивается участие представителей общественности во всех ста­диях выдачи лицензий;
  • учитывается мнение населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов экономики;
  • в конкретных случаях широко используется экспертные оценки неза­висимых научных организаций или специализированных фирм.

Таким образом, проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций позволяет решать стоящие задачи перед народным хозяйством страны с использовани­ем данного опыта и вырабатывать рекомендации органами управления РСЧС.

Заключение

В ходе лекции было показано, что целью предупреждения аварий и катастроф в техносфере являются безопасное и устойчивое развитие общества. Базисом решения проблемы безопасного и устойчивого развития об­щества является устойчивое развитие экономики. Таким образом, вопросы предупреждения аварий и катастроф и безопасного развития общества меж­ду собой взаимосвязаны, и решать их необходимо во взаимной связи.

С этой целью необходимо осуществлять планирование комплекса ме­роприятий по предупреждению чрезвычайных ситуации техногенного харак­тера, выбор критериев и показателей эффективности и проводить оценку эффективности мероприятий по предупреждению ЧС.

В настоящее время в Российской Федерации разрабатываются основы законодательства в области безопасности промышленной деятельности и обеспечению безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, при этом учитывается опыт обеспечения безопасности в промышленно развитых стра­нах.

Анализ законодательства различных стран в области промышленной безопасности позволяет сформулировать, по нашему мнению, основные поло­жения концепции законодательного регулирования опасностей связанных с осуществлением промышленной деятельности.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector