К сожалению сегодня мы не можем отметить свой опыт предупреждения ЧС как передовой. Дело в том, что экономические механизмы развития соседних государств в сочетании с ограниченностью территории заставили решать проблему обеспечения безопасности населения от ЧС техногенного характера значительно раньше и достаточно серьезно. Т.о. мы не являемся пионерами в области обеспечения безопасности в целом и с опозданием следуем уже проложенным маршрутом. Поэтому есть смысл обратиться к передовому опыту.
В различных странах мира, в зависимости от исторических, экономических, политических, социальных и других условий сложились в основном три концептуальных подхода к решению проблем безопасности. Первый подход базируется на принципе «ненулевого риска», второй — детерминистский подход, и третий подход сочетает в себе принцип «ненулевого риска» и элементы детерминизма.
В 80-е годы концептуальный подход «ненулевого риска» утвердился в США, Великобритании, Голландии. Такой подход предполагает невозможность достигнуть абсолютной безопасности и ориентирует на установление научного и экономически обоснованного риска. Так, в Германии политика промышленной безопасности основывается на детерминистском подходе, который предполагает создание безопасных технологий с практически «нулевым» риском. Поэтому, в Германии управление безопасностью осуществляется через процедуру выдачи лицензий.
Подход к обеспечению безопасности, принятый в Японии, отличается своеобразием, связанным с культурными и политическими традициями. Этот подход основывается на принципе «ненулевого риска» в сочетании с элементами детерминизма. Свидетельством наивысшей эффективности японского подхода является показатель ежегодной смертности на химическом производстве — самый низкий среди промышленно развитых стран.
Аварийность на производстве является объективным процессом, который требует глубокого изучения, широких аналитических обобщений и проведения экспериментальных работ, поскольку абсолютная безопасность технологических процессов не может быть обеспечена в принципе. Однако имеются все основания для существенного снижения потерь, которые несут в результате техногенных аварий практически все развитые страны.
Современная практика обеспечения промышленной безопасности основывается на системном подходе к тому, что происходит в сложных технологических системах, в частности во время производственных процессов. В результате возникает необходимость в оптимизации всех аспектов производства и снижения риска (вероятности) возникновения аварий, подрывающих экономическую эффективность предприятий. Тяжелые последствия промышленных аварий заставляют и минимизировать наносимый ущерб, но для этого необходимо в первую очередь выявить причины их возникновения и дать реальную оценку вероятности их возникновения.
Важнейшим вопросом для принятия решения по обеспечению безопасности производства является на наш взгляд определение того, какая степень риска (опасности) аварий может считаться приемлемой и обеспечить нормальные условия для деятельности предприятий и работающего на нем персонала. Один из подходов свое прикладное воплощение получил в виде принципа практически достижимого уровня безопасности (as low as practically achivable) — ALAPA, при котором уровень опасности в ходе промышленной деятельности должен быть настолько низким, насколько это может быть практически осуществимо в данных условиях. Но при этом необходимо обеспечить, чтобы приемлемый уровень не был в тоже время результатом чрезмерных затрат на обеспечение производственной безопасности. Отсюда вытекает введение другого общего принципа — разумно достижимого уровня безопасности (as low as reasonably achivable) — ALARA, то есть установление такого низкого уровня опасности, который можно обоснованно обеспечить при существующих условиях. Этот принцип имеет особое значение для правовой практики, поскольку дает основания для судебной практики достаточно широко интерпретировать понятие «разумность» осуществляемых мер по обеспечению безопасности и исходя из этого определять размеры убытков и вину ответственных за нарушение норм закона должностных лиц.
Особенности анализа и оценки риска в этом случае заключаются в том, что в ходе них рассматриваются возможные причины и степень вероятности возникновения аварий, а также потенциально негативные последствия, которые могут возникать в результате отказов в работе технологических систем. Результаты анализа риска имеют важное значение для принятия обоснованных и рациональных решений как при проектировании промышленных объектов, выборе мест их размещения, режиме функционирования, сроках и методах обслуживания и ремонта, так и для организации мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера, создания систем обеспечения безопасности.
Западные специалисты считают, что опасность технологических катастроф в современном мире возрастает как за счет повышения их вероятности, так и за счет увеличения масштабов возможного ущерба, несмотря на проводимые превентивные мероприятия. По данным Международной организации труда частота крупных аварий в мире на протяжении последних 40 лет возрастала по экспоненте. Согласно данным Центра ООН по транснациональным корпорациям и ЮНЕП с 1970 по 1985 год на промышленных предприятиях в мире произошло 200 тыс. аварий, а с 1985 по 1995 год — более 180 тыс. аварий. Исследование 5 тысяч наиболее серьезных аварий показало, что 90-95% из них произошли в промышленно развитых странах.
Анализируя результаты расследований крупных промышленных аварий за рубежом, среди факторов, обусловливающих тенденцию роста числа аварий можно выделить:
- общее увеличение объемов промышленного производства;
- рост числа предприятий с высокой степенью концентрации производства, увеличение и концентрация энергетического потенциала;
- увеличение в промышленности доли высоких технологий и сложности технологических систем;
- увеличение взаимозависимостей различных по характеру производств и усложнение инфраструктуры;
- высокие скорости производственных процессов, сжатые сроки введения производств в эксплуатацию, жесткая конкуренция во многих случаях исключают проведение в полном объеме необходимый (или желательный) комплекс мероприятий и работ по обеспечению максимальной безопасности;
- сложность проектирования промышленных комплексов и участие в нем большого числа организаций, способствующих «размыванию» конкретной ответственности за безопасность всего комплекса;
- сложности, связанные с организацией эффективного международного сотрудничества.
Одним из важнейших социальных факторов обеспечения производственной безопасности является существование государственных механизмов регулирования в этой сфере.
Увеличение опасностей, связанных с промышленной деятельностью, особенно крупными авариями и их негативными последствиями, привели в последние десятилетия в западных странах к пониманию необходимости введения государственного контроля за деятельностью предприятий, разработки и создания специализированных государственных учреждений, уполномоченных решать многочисленные проблемы, связанные с промышленной деятельностью и обеспечением безопасности, минимизацией ущерба от промышленной деятельности и негативного воздействия на окружающую природную среду.
С учетом того, что риск любой аварии, в том числе и крупной, никогда не может быть полностью устранен, задача, в сущности, сводится к тому, чтобы с помощью различных государственных (по возможности в масштабах страны) мероприятий снизить этот риск до «приемлемого» уровня т.е. такого ,который могли бы принять и с ним согласиться как отдельные люди, так и общество в целом. Однако, следует учитывать, что вопрос о «приемлемости» риска связан с рядом трудностей, поскольку люди по-разному воспринимают опасности, вытекающие из их деятельности или условий жизни.
Достаточно быстро, всего лишь на протяжении 2-х- 3-х десятилетий, в большинстве промышленно развитых стран создаются развитые системы государственных органов, в совокупности образующие механизм государственного регулирования и контроля за уровнем производственной безопасности практически во всех отраслях промышленности. Эти механизмы действуют на основе принимаемых парламентами законов или других, обязательных для выполнения, актов. Анализ государственного механизма регулирования в промышленно развитых странах показывает, что оно складывается, в основном, из двух взаимосвязанных, взаимозависимых видов деятельности — законодательной и исполнительной. Характерно, что пики законодательной деятельности в сфере производственной безопасности во многих случаях приходятся на периоды возникновения крупных аварий, поскольку именно в это время отмечается активизация общественности за принятие мер по ужесточению государственного контроля за работой особо опасных промышленных предприятий.
В результате проведенного анализа можно выделить ряд общих принципов, на основе которых действует система государственного регулирования в
промышленно развитых странах Запада в сфере обеспечения производственной безопасности. Они свойственны для регулирующих механизмов практически всех развитых стран, хотя по понятным причинам, в каждой из них имеются свои специфические особенности и существует разная степень регламентации процедур, правил и норм.
Общей целью государственного регулирования в сфере производственной безопасности является:
- ограничение в установленных законом пределов тех видов производственной деятельности, которые связаны с риском нанесения материального ущерба, вреда здоровью людей и т.д.;
- осуществление контрольных функций, выявление нарушений действующих законов, процедур и принятие административных и других мер по прекращению противоправной деятельности;
- разработка нормативных документов для использования в законодательной и административной деятельности.
Государственное регулирование осуществляется через центральные или местные органы власти, департаменты, комитеты, комиссии, муниципалитеты или же в некоторых случаях через муниципальных чиновников. Во многих развитых в промышленном отношении странах существенное значение в реализации механизма государственного регулирования придается участию различных общественных организаций, а также объединениям жителей соответствующих регионов или районов. Участию общественности в решении вопросов, связанных с промышленной безопасностью, особенно с размещением высоко рисковых предприятий, придается особенно серьезное значение в Великобритании, где, например, в состав Комиссии по здравоохранению входят представители многих заинтересованных общественных организаций.
В сфере регулирования безопасности, в последние годы можно проследить тенденцию усиления значения количественных показателей при анализе и оценке риска от промышленных аварий, оценке ущерба от их последствий. При этом можно выделить ряд специфических аспектов в процессе государственного регулирования в сфере безопасности в развитых странах:
- широкое распространение системы лицензирования т.е. выдачи разрешений на проектирование, строительство и эксплуатацию промышленных предприятий, особенно опасных с точки зрения возможных аварий или негативных последствий для населения и окружающей природной среды;
- ответственность конкретных производителей (в том числе и уголовная) за нарушение законодательства и нанесенный ущерб, при этом государство никакого отношения к возмещению нанесенного ущерба не имеет (за исключением отдельных случаев, например, аварий в атомной энергетике);
- широкое участие муниципальных органов в процессе обеспечения производственной безопасности на предприятиях, расположенных на территории муниципалитета, независимо от того, кто является собственником предприятия;
- проведение инспектирования производств независимыми экспертами и аудиторскими организациями при оценках состояния безопасности на промышленных предприятиях, что обеспечивает большую объективность оценки реального положения на производстве;
- большая роль страхования промышленного риска, особенно в отношении высоко опасных производств.