Система защиты от шума и вибрации

С точки зрения безопасности труда вибрация и шум – наиболее распространенные вредные производственные факторы, которые при определенных условиях могут оказаться опасными.

Вибрация – это совокупность механических колебаний, простейший вид которых – гармонические. В ГОСТ 24346-80 «Вибрация, Термины и определения» вибрация определяется как движение точки или механической системы, при котором происходит поочередное возрастание и убывание во времени значений хотя бы одной координаты. Вибрация – это малые механические колебания, возникающие в упругих телах.

Виброакустические колебания – это упругие колебания твердых тел, газов и жидкостей, возникающие в рабочей зоне при работе технологического оборудования, движения технологических транспортных средств, выполнении разных технологических операций.

Источниками вибрации могут быть:

  • возвратно-поступательные движущиеся системы – кривошипно-шатунные механизмы, перфораторы, вибротрамбовки, виброформовочные машины и др.;
  • неуравновешенные вращающиеся массы – режущий инструмент, дрели, шлифовальные машины, технологическое оборудование;
  • ударное взаимодействие сопрягаемых деталей – зубчатые передачи, подшипниковые узлы;
  • оборудование и инструмент, использующие в технологических целях ударное воздействие на обрабатываемый материал – рубильные и отбойные молотки, прессы, инструмент, используемый в клёпке, чеканке и т.д.

В практику введены и используются логарифмические величины – уровни виброскорости и виброускорения, измеряются они в децибелах (дц). Вибрация наблюдается и при прохождении железнодорожного состава по пути, при этом вибрация распространяется по грунту на расстояние 50-60м от магистрали и при затухании составляет примерно 1 дБ/м. В зависимости от источника вибрация бывает: транспортная, транспортно-технологическая, технологическая. На рабочем месте бригадира пути вибрация транспортно-технологическая.

Система защиты от шума и вибрации
Система защиты от шума и вибрации

При проектировании защиты от вибрации нормирование вибрации осуществляется по ГОСТу 12.1.012-90 ССБТ «вибрационная безопасность. Общие требования» и СН 2.2.4/2.1.8.556-96 «производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. М.: Минздрав России, 1997» и др. нормативными документами. Общая вибрация нормируется в диапазоне частот 0,8…80Гц, а местная (локальная) – в диапазоне частот 8…1000Гц. Обычно вибрация включает как горизонтальную, так и вертикальную составляющие, поэтому при ее нормировании учитывают направление оси вибрации.

Основными методами защиты от вибрации являются:

  • снижение вибрации в источнике её возникновения;
  • уменьшение параметров вибрации по пути её распространения от источника.

Чтобы снизить вибрацию в источнике её возникновения, необходимо уменьшить действующие в системе переменные силы. Практически на железной дороге этого можно достичь заменой на бесстыковые рельсы.

Для защиты от вибрации используют метод вибродемпфирования (вибропоглощение), под которым понимают превращение энергии механических колебаний системы в тепловую, или виброгашение – это динамическое гашение колебаний, достигается установкой вибрирующих машин и механизмов на прочные массивные фундаменты. Либо установить на него динамический виброгаситель. Достаточно эффективным способом защиты является виброизоляция, которая заключается в уменьшении передачи колебания от вибрирующего устройства к защищаемому объекту. В качестве виброизоляторов используют пружинные опоры, упругие прокладки из резины, пробки и т. п. Для уменьшения вибрации ручного инструмента его ручки изготавливаются с использованием упругих элементов – виброизоляторов, снижающих уровень вибрации. Все эти методы являются коллективными. Индивидуальными средствами защиты от вибрации являются специальные рукавицы, перчатки и прокладки. Для защиты ног используют виброзащитную обувь, снабженную прокладками из упругодемпфирующих материалов (пластмассы, резины или войлока).

Учитывая особенность рабочего места бригадира пути ПМС, его передвижной характер, при проектировании нельзя использовать отдельные методы, как вибродемпфирование, виброгашение, виброизоляцию, поэтому система защиты от вибрации должна состоять из обязательного использования средств индивидуальной защиты – это применения при работе с виброинструментом, машинами специальной виброзащитной обуви и рукавиц, перчаток или прокладок. Кроме этого строго соблюдать режим труда и отдыха. Не работать с виброинструментом больше установленного времени, чередуя при этом рабочие операции во время рабочего дня.

Шум – это сочетание звуков различной частоты и интенсивности. С физиологической точки зрения шумом называют любой нежелательный звук, оказывающий вредное воздействие на организм человека. Звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха, являются механическими колебаниями, распространяющимися в упругой среде. На железнодорожных магистралях уровни звука могут достигать 90 дБа и более, т.е. гораздо выше предусмотренных нормами (85 дБа). Шум имеет период колебаний, частоту колебаний. Процесс распространения колебаний называется волной. Скорость распространения колебаний называется скоростью волны. Звуковые волны переносят энергию. Для характеристики среднего потока энергии вводят понятие «интенсивность звука» — это количество энергии, переносимое звуковой волной за единицу времени через единицу площади поверхности, нормальной (т.е. расположенной под углом 90 гр.) к направлению распространения волны.

Сила воздействия звуковой волны на барабанную перепонку уха и вызываемое ею ощущение громкости зависят от звукового давления. Звуковое давление – это дополнительное давление, возникающее при движении звуковой волны. Для характеристики уровня шума используют не значения интенсивности звука и звукового давления, которыми неудобно оперировать, а их логарифмические значения, называемые уровнем интенсивности звука, или уровнем звукового давления.

Человеческое ухо воспринимает колебания, лежащие в пределах от 20 до 20000 Гц. Звуковой диапазон разделяют на низкочастотный (20…400Гц), среднечастотный (400…1000Гц) и высокочастотный (свыше 1000Гц). Звуковые волны с частотой менее 20Гц называются инфразвуковыми, а с частотами более 20000 Гц – ультразвуковыми. Эти звуки органами слуха человека не воспринимаются.

Ультразвук бывает низкочастотный и высокочастотный. Источники инфразвука могут быть естественного и антропогенного (подвижные механизмы, виброплощадки, виброгрохоты, подвижные составы, газовые турбины и др.) происхождения. Уровни звукового давления инфразвука могут достигать нормативных значений порядка 90 дБ на значительных расстояниях от источника.

Звуки, уровень которых превышает 120…130 дБ, вызывают болевое ощущение и повреждения в слуховом аппарате человека (акустическая травма). При действии шума свыше 130 дБ возможен разрыв барабанных перепонок, контузия, а при уровнях звука свыше 160 дБ приводит к повреждению легочной ткани (порог легочного повреждения), вероятен смертельный исход. Шум с уровнем звукового давления до 30-45 дБ привычен для человека и не беспокоит его, шумы небольшой интенсивности, порядка 50…60 дБ, негативно воздействуют на нервную систему человека, вызывают бессонницу, неспособность сосредоточиться, что ведет к снижению работоспособности, производительности труда и повышает вероятность возникновения случайных ошибок и даже несчастных случаев. Если шум постоянно действует на человека в процессе труда, то могут возникнуть различные психические нарушения, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, кожные заболевания, тугоухость. Длительное воздействие шума с уровнем более80 дБ может привести к тугоухости. Постоянное воздействие шума на организм человека может привести к патологическим изменениям, называемым шумовой болезнью (профзаболевание). Инфразвук влияет на слух человека, вызывает утомление, чувство страха, головные боли, головокружение, снижает остроту зрения. Особенно неблагоприятны воздействия инфразвуковые колебания с частотой 4…12Гц.

Нормирование шума на рабочих местах осуществляется в соответствии с ГОСТ 12.1.003-83 и СН № 3223-85 «Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах». Здесь предусмотрено два метода нормирования шума: по интегральному показателю (эквивалентному уровню шума, дБа) и по предельному спектру шума. Нормирование по предельному спектру шума является основным для постоянных шумов и не должен превышать установленных норм указанным ГОСТом. Есть и другой метод нормирования шума, устанавливающий предельно допустимые уровни как постоянного, так и непостоянного шума. Он основан на измерении шума по стандартной «шкале А» шумомера. Допустимые уровни звукового давления, уровня звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах в производственных помещениях и на территории предприятия нормируется в соответствии с ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ «Шум. Общие требования безопасности», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. М.:Минздрав России, 1997», СанПиН 3077-84 и др. нормативными документами. Допустимые нормы звукового давления зависят от частоты звука, вида работ.

Инфразвук. ПДУ звукового давления на рабочих установлено СН 2.2.4/2.1.8.583-96 «Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки. М.: Минздрав России. 1996.» дифференцировано для различных видов работ. Общий уровень звукового давления для работ различной степени тяжести не должен превышать 100 дБ, для работ интеллектуально-эмоциональной напряженности – не более 100 дБ.

Ультразвук. Нормы для ультразвука определены ГОСТ 12.1.001-89 ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности. Для ультразвука, распространяющегося воздушным путем, допустимые уровни звукового давления (УЗД) установлены для диапазона частот 12,5…100 кГц. ПДУ звукового давления изменяются от 80 дБ для частоты 12,5 кГц до 110 дБ для диапазона 31,5…100 кГц. Для контактного ультразвука уровни ультразвука в зонах контакта рук и других частей тела не должны превышать 11 дБ.

Когда рабочие подвергаются совместному воздействию воздушного и контактного ультразвука, допустимые уровни контактного ультразвука должны снижаться на 5 дБ.

Способов борьбы с шумом много.

Наиболее рациональным способом борьбы с шумом является способ уменьшения шума в его источнике возникновения, т.е снижение звуковой мощности источника. А это значит, улучшение конструкций механизмов и машин, применение вместо металлических деталей пластмассовых, использование смазок и др. Это дает снижение шума до 15 дБ.

Метод изменения направленности излучения шума заключается в том, что при работе машин и агрегатов труба для сброса в атмосферу сжатого воздуха устанавливается в противоположную сторону от рабочего места. Используется метод звукоизоляции с использованием средств звукопоглощения и звукоотражения.

К средствам индивидуальной защиты от шума относятся противошумные вкладыши, наушники и шлемы. Вкладыши вставляют в слуховой канал, они снижают шум на 5…20дБ. Изготавливают их из специального ультратонкого волокна, а также из резины или эбонита. Это самые дешевые и компактные средства защиты слуха работника, однако они могут вызывать раздражение слухового прохода.

Противошумные наушники более эффективны, чем вкладыши. Они обеспечивают снижение шума на 7…47 дБ. Наиболее лучше защищают на высоких частотах. При очень высоких уровнях шума (более 120 дБ) применяют шлемы.

Для защиты от контактного действия ультразвука рекомендуется применять индивидуальные средства защиты – использование инструмента со специальными изолированными ручками и резиновых перчаток.

В связи с тем, что при капитальном ремонте пути, эксплуатация железнодорожного полотна не останавливается, поэтому бригадиру пути необходимо быть особо внимательным, при этом воспринимать сигналы зрительно и слуховым аппаратом. Особенность передвижного характера рабочего места бригадира пути не дает использовать практически почти все методы, кроме применения индивидуальных средств защиты. Это использование специальных резиновых рукавиц или перчаток.

Перевод железнодорожного полотна на бесстыковые рельсы снизит шум и вибрацию. Но пока бесстыковые рельсы уложены только на отдельных участках, где проведен капитальный ремонт.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector