Трудовую деятельность человека можно разделить на физический и умственный труд. Физический труд характеризуется повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т.д. Чем интенсивнее деятельность, тем больше затрачивает человек энергии. При значительной мышечной деятельности энергетические затраты составляют 20-25 МДж в сутки и более.
Для профессий железнодорожного транспорта система объективной и комплексной оценки условий производственной среды, физической тяжести и нервной напряженности труда разработана ВНИИЖГом. Эта система позволяет в наглядной форме отражать изменения условий, тяжести и напряженности работников различных профессий. В зависимости от условий одна профессия может быть отнесена к разным категориям вредных факторов. Например, по условиям производственной среды и режима труда будет отнесена к 1 категории, по тяжести труда к 3 категории, по напряженности – к 4 категории, по вредности – ко 2 категории и т.д.
Нормы тяжести и напряженности труда предусмотрены и классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности нормативным документом Р2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», изданного Федеральным центром Госсанэпиднадзора Минздрава России. Эти нормы предусматривают при выполнении отдельных работ предельные нагрузки на человека при этом отдельно на мужчин и женщин.
В настоящее время невозможно полностью отказаться от таких условий труда, но такой труд можно частично облегчить за счет определенных ограничений нагрузок, применения средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).
Снизить тяжесть и напряженность труда бригадира пути ПМС можно:
- правильной более рациональной организацией режима работы (четкого и точного расчета объема работ к человеческим ресурсам, т.е численности работающих);
- использования планируемой, четкой работы всех звеньев, занятых на капитальном ремонте пути – это бригад с подвижного состава, других подразделений железной дороги, которые также занимаются капитальным ремонтом;
- обеспечения необходимыми средствами малой механизации ручного труда в полной потребности с учетом запасного резерва на случай выхода из строя;
- строгого выполнения установленных правил нормирования тяжелого и напряженного труда в течение рабочего времени;
- обеспечения правильного режима питания и отдыха в течение рабочего дня и во внерабочее время в полевых условиях;
- правильно, точно и полностью выполнять правила охраны труда и техники безопасности на рабочем месте;
- правильно и разумно использовать нерабочее время для отдыха и необходимого времени для сна;
- своевременно проходить медицинские осмотры;
- правильно оценить свои физические возможности при выборе профессии и уметь правильно соотносить состояние своего здоровья и негативные факторы выбранной профессии.
Главное, конечно в снижении тяжести и напряженности труда – это наибольшая механизация и автоматизация этого труда. Создание и применение прогрессивных технологий, применение как можно больше средств механизации, облегчение и снижения тяжелого ручного труда. Использование новейшей техники, роботов, автоматов. Но это работа специалистов, инженерно-технических работников, работа, которая ведется годами и десятилетиями.