В основе всех систем обеспечения безопасности от аварий, катастроф, а также перспектив развития этих систем, лежат принятые в промышленно развитых странах научно обоснованные концептуальные подходы промышленного риска, которые оказывают влияние на развитие политических, государственных, юридических, научно-технических и других органов этих государств. В тоже время проведенный анализ показывает отсутствие в Российской Федерации количественных показателей промышленного риска, а принятые законодательные, нормативно-технические и нормативно-методические документы носят практически декларативный характер.
В Российской Федерации весь комплекс мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера направлен прежде всего на организацию защиты населения и территорий от возможных аварий и катастроф, в то время как в странах Запада основной акцент делается на лицензирование и страхование промышленной деятельности и проблема обеспечения безопасности составляет часть общегосударственной политики, важнейшим результатом которой является создание общегосударственных структур с четким научными, экономическими, административными и другими задачами и функциями.
Система обеспечения безопасности и предотвращения потерь базируется на комплексном и многоуровневом подходах. Комплексный подход охватывает практически все направления деятельности общества: организационные, научно-технические,юридические,экономические,социальные. Многоуровневый подход предполагает построение системы безопасности рабочих мест, предприятий, регионов и страны в целом. Очевидно, что величины приемлемого риска, законодательно закрепленные, например в Нидерландах на уровне 10-6 /в год, недостижимы в ближайшем будущем для условий России, поскольку снижение риска до такого уровня потребует столь крупных вложений, что это неизбежно приведет к сворачиванию социальных программ. В результате общий уровень риска может даже повысится. В силу этого, в России с ее слабо развитой социальной инфраструктурой, низким уровнем технологической дисциплины и устаревшим и изношенным оборудованием большинства ПОО величина приемлемого риска, по нашему мнению, не может превышать 10-4 1/год.
Кроме того, анализ законодательных и нормативных актов в области предупреждения ЧС техногенного характера, действующих в промышленно развитых странах, позволяет сделать следующие выводы:
- Существующие в развитых промышленных странах системы законов, юридических правил, стандартов, постановлений, инструкций, процедур, лицензий, прямо или косвенно влияющих на безопасность человека в процессе его жизнедеятельности имеют богатые традиции и основаны на развитых демократических институтах.
- Законодательные акты по обеспечению безопасности на ПОО, действовавшие в 60-х,70-х годах в странах Западной Европы объективно не могли изменить тенденцию роста аварийности вследствие:
- неадекватности законов уровню бурно развивающейся промышленности;
- недооценки необходимости лицензирования всех фаз промышленной активности;
- отсутствие единых представлений о критериях безопасности промышленных объектов.
- Принятие странами Европейского Сообщества основных положений «Директивы по Севезо» — фундамента современных законодательных актов в области обеспечения промышленной безопасности позволило снизить уровень аварийности в развитых странах в 4-8 раз.
- Во всех промышленно развитых странах существует порядок лицензирования проектирования, строительства, эксплуатации и реконструкции промышленных объектов. Это позволяет местным властям и соответствующим государственным органам влиять на обеспечение безопасности в промышленности.
Механизмы государственного регулирования безопасности в промышленности реализуется посредством законодательной и исполнительной деятельности. При этом:
- декларируется и реализуется на практике ответственность производителя за нанесенный ущерб, государство отношения к возмещению ущерба, как правило, не имеет;
- обеспечивается участие представителей общественности во всех стадиях выдачи лицензий;
- учитывается мнение населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов экономики;
- в конкретных случаях широко используется экспертные оценки независимых научных организаций или специализированных фирм.
Таким образом, проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций позволяет решать стоящие задачи перед народным хозяйством страны с использованием данного опыта и вырабатывать рекомендации органами управления РСЧС.
Заключение
В ходе лекции было показано, что целью предупреждения аварий и катастроф в техносфере являются безопасное и устойчивое развитие общества. Базисом решения проблемы безопасного и устойчивого развития общества является устойчивое развитие экономики. Таким образом, вопросы предупреждения аварий и катастроф и безопасного развития общества между собой взаимосвязаны, и решать их необходимо во взаимной связи.
С этой целью необходимо осуществлять планирование комплекса мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуации техногенного характера, выбор критериев и показателей эффективности и проводить оценку эффективности мероприятий по предупреждению ЧС.
В настоящее время в Российской Федерации разрабатываются основы законодательства в области безопасности промышленной деятельности и обеспечению безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, при этом учитывается опыт обеспечения безопасности в промышленно развитых странах.
Анализ законодательства различных стран в области промышленной безопасности позволяет сформулировать, по нашему мнению, основные положения концепции законодательного регулирования опасностей связанных с осуществлением промышленной деятельности.